"Песнь «Прорицание вёльвы», открывающая корпус эддических текстов, была сложена, по всей видимости, в конце X века. Изложенный в ней сюжет «гибели богов» со временем был подхвачен романтиками, а в XIX–XX веках стал одним из основополагающих мотивов новейшей европейской культуры. Во многом это произошло благодаря «последнему романтику», великому немецкому композитору Рихарду Вагнеру. Вагнер дал Рагнарёк иное название — Gotterdammerung, то есть «сумерки богов». Боги в знаменитой оперной тетралогии Вагнера «Кольцо Нибелунга» охвачены жаждой золота, затмевающей иные ценности и погружающей мир в испепеляющее пламя. С лёгкой руки Вагнера и подхвативших его метафору европейских интеллектуалов выражение «сумерки богов» стало синонимом безудержного разгула накануне гибели (вспомним хотя бы одноимённый фильм Л. Висконти). Мифологические песни «Старшей Эдды», наполненные «предчувствием конца», трагичны, но не столь безысходны, как те же сюжеты в трактовке Вагнера. Они оставляют надежду. Торжество хаоса кратковременно — на смену ему приходит новый космос, космос людей." (К.М. Королёв «Скандинавская мифология. Энциклопедия») Итак, Вагнер. Весной у меня был цикл записей об известном всем событии. Уже тогда мне было очевидно, что к составлению его сценария приложили руку мистики, которые были знакомы с сюжетом о битве героя со змеем. Но я тогда не знал ничего про Рагнарёк, а там, как оказалось, змей также играет активную роль.

Теги других блогов: мифология Вагнер Рагнарёк